ЕВРОПА: ПОТЕРЯННЫЙ МИР

Опубліковано: 2022-04-10 in International

Российско-украинская война навсегда изменила представления о безопасности в Европе. 8 последних недель стали самым серьезным потрясением для европейской безопасности, начиная с 1945 года. И хотя война продолжается, о некоторых ключевых моментах противостояния можно говорить уже сегодня.

Больше нет «любви»

Российско-украинская война стала крупнейшим вооруженным конфликтом в Европе со времен Второй мировой войны. Однако в Кремле не удалось ни «реконструировать» захват Польши вермахтом, ни поражение Франции в 1940 году. Кремлевский блицкриг провалился. Потери, понесенные агрессором, огромны, по некоторым позициям они превосходят показатели вооружений ведущих европейских стран.  Есть еще один важный момент: жертвой нападения со стороны России, располагающей ядерным арсеналом, стала страна, которая добровольно отказалась от своего ядерного арсенала в первой половине 1990-х годов. Действия России подрывают существующую систему мировой безопасности, заставляет задуматься о ее реформировании уже сейчас.

Отмечу, что российско-украинская война стала противостоянием двух бывших республик СССР. Успех Украины (политический,  экономический, в деле интеграции в существующие альянсы или создание собственных геополитических проектов) для России является огромным вызовом, и об этом свидетельствует поведение российских оккупантов в пригородах Киева.   Мир уже давно не сталкивался с настолько концентрированной ненавистью со стороны представителей одного народа к другому. Напомню, что Владимир Путин совсем недавно перестал называть представителей Украины "братским для России» народом, сегодня в России говорят о «денацификации».

Напомню, что Россия конкурирует с Украиной на мировом рынке зерна, поэтому российско-украинская война может спровоцировать значительный продовольственный кризис на Ближнем Востоке и в Африке. Желание Кремля вытеснить украинское зерно с традиционных рынков сбыта очевидно, ему необходимо противодействовать ему с помощью асимметричных мер, в частности, создания сухого порта в сотрудничестве с Польшей.  В Украине дефицит продовольствия не прогнозируется (запасов достаточно, а экспорт упал до нулевых показателей), при этом важность нашей страны для продовольственной безопасности мира станет понятна многим.  Наше государство является  экспортировало более половины объемов мирового рынка подсолнечного масла, и это тоже  существенный фактор продовольственной безопасности планеты.

Сюрпризы с продолжением

Вопреки расчетам Кремля и прогнозам многочисленных западных аналитиков,  Вооруженные Силы Украины не развалились под ударами агрессора, а сумели организовать активную оборону, успешно сдерживая превосходящие   силы россиян.  Агрессор уже потерял не менее 150 самолетов и вертолетов, счет уничтоженной и захваченной как трофеи бронетехники и автомобилей идет на сотни единиц.  Военные эксперты отмечают высокий тактический опыт украинских защитников, отмечая успешное взаимодействие Вооруженных Сил Украины с подразделениями территориальной обороны, пограничниками, полицейскими.

Несмотря на заверения представителей российской пятой колонны, политический класс Украины не был разорван в клочья междуусобицей. Президент Владимир Зеленский стал признанным символом сопротивления Украины, к которому внимательно прислушиваются как внутри Украины, так и за рубежом. Интенсивный график общения Зеленского с согражданами и зарубежными партнерами позволяет предположить, что его группу спичрайтеров усилили представители США или Великобритании. Публичная активность главы государства опирается на консенсус внутри страны, что отражается в адекватной позиции наиболее популярных политиков. Запрет по решению Совета национальной безопасности и обороны пророссийских проектов «ОПЗЗХ» и партии Шария, ряда левых партий, кажется логичным, хотя и не безупречным юридическим шагом. При этом возник ряд вопросов к принципам формирования телевизионного пула информационного  марафона «UArazom», в который не вошла группа проукраинских телеканалов. Их вещание ограничено.

Украинская экономика несет большие потери, падение ВВП составит в 2022 роду не менее 35 процентов, однако ряд мер позволяет держать ситуацию под контролем. Среди них – замораживание Национальным банком курса гривны, введение государственных гарантий на вклады физических лиц в банках, международная помощь, которая позволяет обеспечить текущие потребности экономики, упрощение налогообложения и фактическое открытие таможни для оперативного прохождения гуманитарной помощи.  Украине пригодились и уроки Революции Достоинства, и неоднозначный опыт вызванного коронавирусом локдауна. Он позволил сформировать алгоритм дистанционного взаимодействия между различными личностями и сообществами. Большого уважения заслуживает труд украинских энергетиков, связников, транспортников, организация усилий по эвакуации значительных человеческих масс.  «Укрзализныце» удалось эвакуировать миллионы людей из опасных мест. И тем более варварским выглядит недавний удар российской ракетой «Точка-У» по железнодорожному вокзалу Краматорска, жертвами которого стали более 50 человек.

С начала боевых действий территорию Украины были вынуждены покинуть около 5 миллионов граждан, в основном женщины и дети.  чтобы миграционный кризис не превратился в демографическую катастрофу. Впрочем, есть лучик надежды: миллион граждан Украине пересек государственную границу в направлении Родины. Впрочем, это не отрицает необходимости создания государственной программы восстановления рабочих мест и возвращения домой временных переселенцев.

Особенности агрессии

Одной из особенностей противостояния по сравнению с 2014 годом  является то, что российская пропаганда работает в основном на внутреннего потребителя, практически лишенного доступа к facebook или Instagram.   Цель кремлевской информационной политики - создание монолитности общества – в целом достигнута, ¾ россиян поддерживают войну в Украине. Напомню, что одним из первых решений Еврокомиссии после начала российской агрессии стала рекомендация ограничить вещание телеканала Russia Today и функционирование информационного  агентства Sputnik Media  на территории Евросоюза.

Внутри  самой России фактически монолитное информационное пространство. Буквально сразу после начала «спецоперации» на Украине (напомню, что российское вторжение в Грузию в 2008 году называлось «принуждением к миру») радиостанция «Эхо Москвы» и интернет-издание «Знак» прекратили свою деятельность в России. После них свой выпуск остановила и «Новая газета». Информационное пространство России стало удивительно монолитным, но это впечатление вводит в заблуждение: там набирает немалую популярность Telegram, позволяющий обходить запреты на «распространение фейков о российской армии». Как известно, в  конце февраля 2022 года российский парламент всего за день принял закон, предусматривающий наказание  до 15 лет лишения свободы «за попытки дискредитации российской армии».  Еще одним показательным фактом является декриминализация наказания за мародерство в России.

Санкции против российской экономики, действительно, стали беспрецедентными, но наивно ожидать, что они тут же выбросят миллионы россиян из иллюзии среднего класса в пучину обнищания. Слишком велики и размеры Российской Федерации, и объем ее валютных резервов. Кстати, те, кто надеется, что арест на Западе около $300 млрд российских ЗВР обязательно повлечет за собой их передачу Украине, стоит избавиться от иллюзий.  Такой шаг возможен только по решению соответствующего суда, и речь о его создании пока не идет.

Российские власти незамедлительно обвинили корпорацию «Мета» в экстремизме и ограничили   доступ ее граждан к Facebook и Instagram.  По сути, внутри осажденной Российской Федерации создается своеобразная информационная крепость, функционирование которой уже привело к значительному уровню поддержки действий российской армии на Украине.

Если российские военные чиновники регулярно отчитываются об успехах демилитаризации Украины, то с «денацификацией» ситуация выглядит иначе. Трудно денацировать страну, президент которой является евреем по национальности. Российские идеологические конструкции должны охватывать последовательное разрушение гражданской инфраструктуры Украины, целью которой является максимальное замедление развития нашей страны

Освобождение от русских захватчиков населенных пунктов в Киевской, Сумской  и Черниговской областях позволило раскрыть правду о военных преступлениях, совершенных оккупантами. К сожалению, дегуманизация украинцев, которая планомерно началась в 2014 году, имела свои страшные последствия. Убийства, пытки, изнасилования, похищения людей стали составляющими оккупационной политики России. С особым цинизмом после разоблачения осуществленной российскими военными  бойни в Буче политолог Тимофей Сергейцев и заместитель секретаря Совета безопасности России Дмитрий Медведев затеяли публичную дискуссию о необходимости «деукраинизации».

Полумиллионный Мариуполь практически с первых дней войны оказался в осаде. Папа Римский Франциск справедливо назвал его «городом-мучеником», в котором российские оккупанты пытаются провести чудовищный эксперимент. Бомбардировка детской больницы и драматического театра  центра Приазовья вызвала шок. Сегодня в Мариуполе осталось около 100 тысяч мирных жителей, немало эвакуировавшихся из города жителей вывезли на территорию России. Но Мариуполь продолжает бороться, хотя в военном плане он давно выполнил задачу по сдерживанию российских сил.

Помимо преступлений против мирного населения, ставших шоком для всего цивилизованного мира, стоит обратить внимание на ряд тактических особенностей действий сил вторжения.  Целями ракетных ударов с первых дней российско-украинской войны были объекты гражданской инфраструктуры, среди них особое внимание российских нападавших привлекли телевышки.  Оккупанты также начали разрушать нефтебазы, пытаясь лишить Вооруженные Силы Украины горючего, но добиться успеха не сумели.  Еще одна тенденция – последовательное нанесение Украине российскими войсками максимального, зачастую не обусловленного военными потребностями ущерба.

Отмечу несколько показательных пропагандистских сообщений, используемых российскими властями. В местных СМИ продвигается тезис о противоречиях между Вооруженными Силами и «националистическими батальонами».  Государственные медиа России с помощью официозных видео-сюжетов пытаются отреагировать на уничтожение российской техники и военнослужащих, распространяемое в интернете украинскими защитниками. Отдельным направлением стали новости из так называемых ДНР и ЛНР, ведь Путин еще в начале апреля в разговоре с президентом Казахстана Касым-Жомарт Токаевым заявил о «специальной военной операции по защите Донбасса». Очень  активно в продвижении кремлевской информационной повестки ведут анонимные телеграм-каналы, пришедшие в Украину в 2019 году.

Неожиданный Запад

Подготовка санкций против России на случай агрессии против Украины в Вашингтоне, Лондоне и Брюсселе обсуждалась накануне вторжения, поэтому ограничения на экономические отношения с Кремлем не затягивались. Сотни западных компаний прекратили свою деятельность в России, не желая поддерживать агрессивные действия Путина своими налогами. Среди них владельцы всемирно известных брендов (впрочем, некоторые ТНК пытаются хитрить в этом вопросе), аудиторские компании «большой четверки», Visa/Mastercard и другие. Но сегодня в бюджет РФ поступает из стран ЕС на нефть и газ около миллиарда евро ежедневно, и это делает войну против Украины практически бесконечной.

США и Евросоюз, Великобритания и Канада, Польша и страны Балтии оказывали  и продолжают оказывать Украине разнообразную помощь – финансовую, военную, гуманитарную. Отмечу, что этот круг стал расширяться после открытия правды о трагедии в Буче. Страны Запада готовы предоставить финансовые ресурсы в масштабах, которые могут впечатлить среднестатистического человека, но Украина служит для обслуживания текущих потребностей, дозированно помогают оружием и военной техникой способствуют в размещении украинских беженцев на территории ЕС. Что касается вступления Украины в НАТО и Европейский Союз, то Североатлантический альянс выглядит менее реальной целью, чем ЕС. Очевидно, в силу собственного военно-политического характера. В начале марта Украина подала заявку на вступление в ЕС, а уже в середине апреля президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен в Киеве передала Владимиру Зеленскому анкету, заполнение которой необходимо для рассмотрения заявки на членство в Европейском Союзе.

Открытое послесловие

После окончания  российско-украинской войны европейский уклад взаимодействия придется формировать заново, поскольку вдребезги разбитую чашку нельзя склеить, чтобы из нее не уходила жидкость.  Основой позиционирования Украины, безусловно, должно стать не стремление найти условия для мира с РФ любой ценой, а понимание целесообразности европейской и евроатлантической интеграции как процесса приобретения новых возможностей.

В Европе актуальным остается не только вопрос прекращения войны на Украине, ведь замороженные конфликты остаются больными мозолями, на которые Кремль может давить. Удивляет позиция властей Грузии и Молдовы, не поддержавших антироссийские санкции, введенные Евросоюзом, но последовавших вслед за Украиной по пути в ЕС. Позиция Лукашенко не удивительна – он стал союзником Путина, и будет нести за это политическую ответственность, но вопрос интеграции Беларуси в систему европейской безопасности после российско-украинской войны не утратил своей актуальности.

Война продолжается, сказать, когда она завершится, вряд ли возможно. Украина сумела отстоять свой суверенитет, и этот вывод очевиден всем, даже России. Но от этого агрессору неймется еще сильнее. Поэтому гражданам Украины предстоит оперативно избавиться от иллюзий: сильная Украина во всем мире нужна только им. Хотя в  последнее  время мир стал более украиноцентричным, это будет продолжаться не всегда.

 

Евгений Магда, директор Института мировой политики